История парфюмерии
История парфюмерии
Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.
Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, "приподнять" над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Сколько им лет? Доподлинно сказать сложно. То, что дошло до нас – это добытые археологами и историками сведения об использовании драгоценных пахучих жидкостей древними греками и египтянами. А значит, им более 4000 лет. Хотя, возможно, и больше.
Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.
Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве.
Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила.
Большинство ранних ароматов были в виде масел и благовоний, древние греки были первыми, кто создал жидкие формы. Самыми популярными ингредиентами для греческих ароматов были смеси специй и трав.
Позже персидский мусульманский врач и химик обнаружил, как извлекать масло из цветов путем процесса дистилляции, который практикуется по сей день. Но только не в ароматах массового производства.
Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.
Это интересно
- Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла.
- Пары семян руты на Востоке и в Средней Азии считались верным средством от дурного глаза. Зёрна клали на раскалённую сковороду и окуривали пахучим дымом человека, которого хотели уберечь от зла.
- По свидетельству Геродота, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.
- Душистым веткам омелы в древности приписывали необычайную колдовскую силу. Считалось, что с помощью омелы можно отыскать самый тайный клад. Двойные листья и плоды этого растения использовали для повышения мужской потенции.
- Тайный орден розенкрейцеров избрал цветок розы в качестве символа духовной избранности.
Необходимо было дождаться XII века и расширения торговых отношений, чтобы этот феномен снова получил развитие.
Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии.
Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.
Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Первый современный аромат был создан в 1370 году! Это была «Hungary Water» (Венгерская вода). Эксперты считают, что именно это издание можно считать наиболее приближенным к тому, что мы сейчас называем парфюмерией. До этого времени духи были в основном комбинацией аромамасел, но венгерские монахи впервые придумали добавлять в пахучие смеси спирт для лучшей консервации запахов и сохранения всех свойств на долгое время. Первый аромат «Hungary Water» был подарен королеве Елизавете Венгерской. Легенда гласит, что принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.
XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.
Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.
В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский.
В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).
Затем в XIX веке Жан Герлен ("Guerlain"), Франсуа Коти ("Coty") и Эрнест Дальтроф ("Carоn") - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.
Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком ("Chanel№5").
Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём: "революцию" в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5". Количество новых духов резко возросло.
В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.
На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин.
В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux", не потерявшая высокого качества и изысканности "haute couture", но ставшая более доступной.
80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжёлые, "амбровые" ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах не сорванных цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются лёгкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.
С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих "прародителей" и заняла достойное место среди других искусств.
История парфюма: от одеколона до ароматов унисекс
Когда-то от людей пахло не лучше, чем от их домашних животных. Изобретение мыла было первым шагом к тому, что теперь называется "парфюмерная индустрия". Законодательницей мод в мире парфюма считается Франция, но созданием первых духов мы обязаны итальянцу Фарине. Познав с его помощью очарование запаха, люди стали с лихорадочностью изобретать все новые и новые составы. Нынешние парфюмеры как один заражены идеей унисекса, когда стирается последняя грань, делящая людей на два пола.
ОДЕКОЛОН: КЕЛЬНСКАЯ ВОДА
В истории парфюмов нашего времени заметную роль сыграл одеколон. Объяснять, что одеколон (eau de Cologne) зовется "кельнской водой", потому что впервые был произведен в Кельне, столь же банально, как сообщать, что лошади кушают овес. Однако почему, родившись в немецком городе, он носит французское название?
Объяснение этому факту дал ровно сто лет назад издатель "Сборника необходимого и интересного для всех представителей куаферного искусства", петербургский мастер парикмахерского дела К. А. Михайлов. Оказывается, изобретением одеколона мы обязаны итальянцу из Пьемонта Джованни-Марии Фарине.
Фарина родился в деревне, называвшейся Санта-Мария Маджоре. Двадцати лет от роду в 1705 году отправился искать счастья в чужих краях. Скоро судьба привела его в Кельн, где он и поселился, определившись в торговцы. Лавка его была мелочной, и среди прочего товара были в ней мыло и духи. Вот этой скромной лавке на Юлихской площади в Кельне и суждено было войти в историю парфюмерии. Именно здесь в 1709 году Фарина придумал новый состав для духов.
Правда, первое время о новинке только кельнцы и знали. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В Европе разразилась война, известная нам под названием Семилетней, поскольку длилась с 1756 по 1763 год. Через Рейнскую область, в том числе и через Кельн, проходили французские войска. Вот они-то первыми и оценили произведение Фарины, раскупив его необыкновенные духи в большом количестве. От французов об eau de Cologne узнали и все остальные участники войны - португальцы, шведы, пруссаки, англичане, россияне... Одеколон разошелся по Европе.
Фарина умер в 1766 году, передав секрет племяннику. Тот, в свою очередь, сообщил его трем своим сыновьям. До самого 1897 года, когда фабрикой на Юлихской площади стал владеть Иоганн-Мария Фарина, внучатый племянник старого Джованни-Марии, рецептуру одеколона знали исключительно члены этой семьи. Другим же только и известно было, что спирт для него гнали из винограда, выращенного в окрестностях Нарбонна на юге Франции, а хранили готовый продукт в кедровых бочках, не передающих ему никакого постороннего запаха.
Потом уже и другие фабриканты в разных странах стали производить одеколон. Основа одна - спирт и эфирные масла. Дальше все зависит от фантазии сочинителя аромата.
Надо отметить, что спирт в разном количестве содержится во всех продуктах парфюмерной промышленности, которые мы, потребители, кратко называем "духами". Однако есть разница между eau de Cologne (самый крепкий в смысле спирта), eau de parfum, eau de toilet и parfum (самый концентрированный в смысле аромата).
ОТ АРПЕЛЯ ДО ШАНЕЛЬ
Современная парфюмерия предлагает огромное количество разнообразных ароматов. Духи, создаваемые в разное время, были призваны подчеркнуть определенные качества женщины.
Начало ХХ века - триумф стиля "модерн": женщина этой эпохи - неземное создание, женщина-цветок. Она благоухала, подобно распустившемуся саду. Ирис, тубероза, жасмин, роза. Бесконечные "Букеты" Босфора, Каролины, Букингемского дворца... Мода на ориентализм добавила к ним пряные запахи. Женщина растворялась в сумеречном тумане "L'Heure bleue" Гарлена, в зыбком "Un air embaume" Риго.
Кстати, духи "Красная Москва" вовсе не дешевый продукт эпохи соцреализма, как многие привыкли думать. Оказывается, что духи были созданы специально для императрицы Александры Федоровны в 1913 году французским парфюмером Августом Мишелем и назывались сначала "Любимый букет императрицы". Ароматный дар был приурочен к трехсотлетию дома Романовых. Этот факт большевики, безусловно, быстро вычеркнули из книг и документов. Во времена нэпа духи стали выпускать под маркой "Красная Москва" (кстати, на международной выставке в Брюсселе в 1958 году парфюмерный набор "Красная Москва" получил Гран-при).
Первая мировая война уничтожила великолепную эпоху Прекрасных Дам, и только величайший парфюмер Франсуа Коти творил - вопреки войне. В 1917 году он создал свой знаменитый "Chuprе", положивший начало современным шипрам.
Послевоенные годы, названные "безумными", создали новый образ женщины-вамп. Она была резка, не боялась дерзких ароматов и откровенно соблазняла как мужчин, так и женщин. На помощь ей бросились знаменитые кутюрье, уже успевшие в моде шагнуть от элитарности к демократизму. Первый порыв сделал Поль Пуаре.
Однако 20-е годы называют "годами Шанель". Революционерка в одежде, она способствовала созданию духов, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы - настолько они не были похожи на все ранее известные: легендарные "Сhanel №5". Они стали вехой в истории парфюмерии. Отказавшись от традиционных, легко узнаваемых цветочных запахов - гардении, гелиотропа, жасмина или розы, - она утвердила состав, в который входило 80 ингредиентов. Он нес в себе свежесть целого сада, но в нем нельзя разгадать запаха ни одного цветка. "Женщина, которая не использует духов, не имеет будущего", слова Поля Валери часто цитировала Коко Шанель. Но вообще-то неутомимая революционерка от моды ничего не понимала в запахах. Истинная история Chanel №5 такова: в 1921 году у Коко был роман с российским князем Дмитрием Романовым (тем самым, который участвовал в заговоре против Распутина). Князь решил сделать ей королевский подарок - духи, созданные в честь Великой Мадемуазель. Французский парфюмер создал несколько композиций на выбор, и Шанель выбрала пятую (и это были первые духи, в которых использовались альдегиды, чтобы запах был устойчивей). Есть версия, что "пять" было личное сакральное число Коко Шанель - в начале 20-х она увлекалась эзотерикой. Собственно, вскоре Шанель коварно бросила князя Дмитрия ради герцога Вестминстерского. "Моя настоящая жизнь началась, когда я встретилась с Вестминстером". Закон любви - наивысший. Характер неутомимой Мадемуазель передался духам - кстати, Коко распорядилась не скупиться на жасмин (а это сильный афродизиак), хотя 1 кг эссенции жасмина оценивается в шестизначном числе в долларах.
Новые времена, когда в Европе набирали силу тоталитарные режимы, утверждали культ физического здоровья и абсолютного оптимизма. 30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака. "Fruit vert" Флореля, "Fleurs de rocaille" Карона, "Canoe" Дана - идея бодрости и мужественности находила свое отражение даже в названиях. Правда, в духах кануна второй мировой войны можно уловить и легкое дыхание неоромантизма, и томную нежность. Девушки с утянутыми талиями душились "Muguet des bois" Коти, "Gardenia" и "Tubereusa" Ле Гелиона. Знаменитые "Joy" Пату тоже обладали богатым цветочным букетом.
Протестом против страшной войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году, в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их "Femme". Их флакон-амфора напоминал изгибы роскошного тела Мэй Уэст, белокурой секс-бомбы американского кинематографа, с которой Роша познакомился в Голливуде. А три года спустя Кристиан Диор дополнил свою удивительно женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками несравненными "Miss Dior" - классикой парфюмерии. И еще три открытия состоялись в 40-е годы: хищные и чувственные "Bandit" Пигэ - духи кожи и меха, "Vent vert", свежий ветер которых, наполненный запахом травы и листьев, породил новое направление "зеленых духов", и неизменно привлекательные для женщин всех возрастов цветочные "L'air du temps" Нины Риччи.
Каждое десятилетие оставляло в парфюмерии свой след. В 50-е годы шипры соперничали с цветочными запахами. В 60-е, когда девушки мечтали о полетах в космос, а революция хиппи превратила молодых людей в "детей цветов", поставив их как бы вне пола, появились так называемые бисексуальные запахи. Считается, что первый толчок этому направлению еще в 1949 году дал Роша своей композицией "Moust-rache", однако это не совсем так. Первый аромат унисекс был создан Эме Герленом в 1889 году. Герлен назвал духи "Jicky" в честь своей возлюбленной в колледже - юной англичанки. Жики - так он ласково называл свою первую любовь. Он вернулся во Францию, ее же не пустила семья. Эме, сублимируя свое чувство, создал первый в истории парфюмерии аромат, который выражает эмоцию, а не является ароматной фотографией какого-нибудь одного цветка - розы, жасмина или фиалки. "Jicky" описывают парадоксальными эпитетами: "тревожный", "прохладный", "восточный", "немного животный", "пряный". Императрица Евгения писала: "Я люблю этот ностальгический запах с элегантной историей, потому что в нем абсолютно отсутствует грубость". Аромат "Jicky" 1889 года - унисекс. Никто точно не знал, для мужчин он или для женщин. Его любил и Марсель Пруст. А сейчас к его поклонникам присоединились Барбара Стрейзанд и Шон Коннери.
В конце войска США вторглись во Вьетнам. Молодежь бунтует, увлекается восточной философией. Пряная восточная тема проникает и в духи. Амбровый запах "Chamade" Герлена, знаменитые "Fijii" Ги Ляроша завоевывают мир.
В 70-е годы движение феминисток начинает влиять и на мир моды. Женские духи заимствуют идеи у мужских одеколонов. "Eau savage" Диора стала прототипом так называемых "освежающих вод". Права парфюмеров на создание духов стали оспаривать не только кутюрье. В 1974 году Эрмес, известный кожаными аксессуарами, выпустил духи "Amazone". Его примеру последовали Гуччи и Труссарди, Ван Клиф и Арпель, Картье, Морабито, Фаберже...
В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. Классичность и изысканность отличают "Anais-Anais" Кашареля, "Opium" Ива Сен-Лорана, "K.L." Карла Лагерфельда, предназначенные роскошным женщинам. В поистине звездный 1985 год появились "Poison" Диора, "Obsession" Кельвина Кляйна, "Beatiful" Эсте Лаудер.
И, наконец, 90-е, подарившие миру "Tresor" Ланкома, ясно показали, что подлинным достоянием наступающего тысячелетия становится индивидуальность. Не могли не сказаться в моде и экологические движения. Это отразилось даже в названиях духов - "Safari", "Escape", "Duna" Диора. Прозрачность, свежесть, легкость из мира одежды с ее шифонами, просвечивающими тканями пришли в мир ароматов, и родились "L'Eau d'Issey" Иссея Мияке, "Parfume d'ete" Кензо, "Wings" Джорджио, "Deci Dela" Нины Риччи. Пристрастия в парфюмерии меняются - от теплых и чувственных запахов к холодным и прозрачным и наоборот. Фруктово-цветочный букет, воплощенный в "Magnetic" Габриэлы Сабатини, "Gio" Армани, соединивший фиалку, розу и мускус, или цветок апельсина с туберозой, чувственно-древесный букет "Oh-la-la" Аззаро, восточный "Vanila Fields" Коти, "Champagne" Ива Сен-Лорана и духи с запахом шоколада, мяты, трав. Наравне с новыми ультрамодными запахами можно приобрести и классические духи. Все зависит от того, что вам больше по душе.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО
Международная классификация запахов такова:
шипровые (например, "Мiss Dior", "Paloma", "Злато скифов"), цветочные, фужер (запах папоротника), амбровые и кожаные. К ним специалисты добавляют гесперидные (запах озона, свежести - например, "Eau de Rochas", "Дикая вода"), пряные и древесные. У каждой группы существует множество подгрупп. В последнее время мода в парфюмерии перешла на цветочно-фантазийные запахи.
Природные эфирные масла очень дороги. Самое дорогое масло - жасминовое. Жасмин собирают только в определенное время - в период расцветания, когда в цветах - наибольшее количество масел, и притом ночью, при специальном освещении, чтобы отделаться от насекомых. Самый лучший жасмин растет в Египте и в Грасе на юге Франции. Чтобы получить один килограмм жасминового масла, нужна целая тонна цветов.
Розы собирают только по утрам, когда на цветах еще есть капельки росы. Очень важно место произрастания роз, поскольку каждый вид имеет разный запах. Самая лучшая и самая дорогая роза - марокканская, за ней по качеству - турецкая, затем - болгарская, а самая последняя - русская: грубая и резкая, она плохо перерабатывается.
Гвоздичное масло получают из почек и стеблей на Мадагаскаре, в Каледонии.
В нашей стране получают лавандовое масло (20-30 тонн в год). Испания и Франция тоже славятся своей лавандой.
Многие запахи создаются искусственным путем: лотос, иланг-иланг, сирень, фиалка, магнолия, роза, лаванда и т.д. Таких душистых веществ-заменителей существует около трех тысяч, и количество вариантов и сочетаний практически бесконечно. Чтобы подобрать их и создать новые духи, порой уходит несколько лет. Первые духи с использованием синтетических запахов были созданы в 1921 году - "Сhanel №5".
Цветочная флора не применяется без животной, поскольку цветочные запахи "не живут", "не звучат" сами по себе. Лучшим закрепителем и фиксатором цветочных запахов считается амбра - патологический продукт, который вырабатывается в желудке у кита. Но так как киты - животные ныне неприкасаемые, парфюмеры и здесь прибегают к заменителям. К числу фиксаторов относится касториум - вещество, которое выделяется из эндокринных желез бобра, сивет - продукт секреции сиветских кошек, живущих на Алтае, мускус, получаемый из семени антилоп, настоянного на спирте.