Винтажная парфюмерия
Что такое парфюмерия – винтаж:
В переводе с французского "vintage" означает выдержанное десятилетнее вино. То же самое можно сказать и о винтажных вещах, в том числе о винтажном парфюме. Чем старше его возраст, тем изысканнее и благороднее он становится, тем выше его ценность. Предметы vintage – раритет, но не антиквариат и не музейные экспонаты, ими можно и нужно пользоваться, чтобы почувствовать дух того времени. Кроме того, к парфюмерии винтаж относятся духи, в которых используются рецепты парфюмерии многолетней давности, либо восстанавливаются такие старые ароматы.
Вопреки общепринятому мнению при правильном хранении старая парфюмерия сохраняет свое очарование и не портится, особенно если хранится запечатанной.
Этому есть простое объяснение – раньше при изготовлении парфюмерии использовались высококачественные натуральные компоненты (амбра, мускус и т.д.). Позднее или из-за этических соображений, или из-за потенциальной аллергенности многие ингредиенты, используемые в парфюмерии, были запрещены. И это тоже сыграло свою роль в том, что многие ароматы перестали выпускать, а современные их версии весьма отличаются от тех, что были лет 50 назад.
Временные рамки определения винтажности парфюмерии в целом такие же, как и у одежды. Это первая половина ХХ века (к тому же это было время духов, состоящих из натуральных компонентов и ароматов). Кроме того, это духи, ароматные масла и прочая парфюмерия, выпускавшиеся во второй половине ХХ века, но снятые по разным причинам с производства. Впрочем, есть некоторые духи, которые продолжают выпускать до сих пор, и они известны настолько и имеют такую потрясающую мировую славу, что находятся просто за гранью винтажа. Например, те же «Chanel №5» или «Красная Москва». Можно купить и вовсе недорогие духи. Например, «Ландыш серебристый», «Ландыш», «Сирень» или польские «Быть может». Несмотря на знакомые с детства, умиляющие и вызывающие сентиментальные воспоминания названия, эти духи ничем не хуже, а зачастую и лучше раскрученных новинок.
Винтаж — это сегмент рынка элитных духов.
Некоторые хитрости винтажной парфюмерии:
Хранить духи – винтаж нужно так же, как рекомендуется хранить любые другие: в темном прохладном месте, лучше всего в упаковке. Если вы пользуетесь настоящими, раритетными ретро-духами, их желательно либо перелить в новый флакон, либо отливать и использовать понемногу. В целях сохранности их на долгое время лучше максимально ограничить доступ воздуха. Наносите духи только на внутреннюю сторону платья, манжета или воротничка. Тогда они не оставят пятен.
При покупке желательно проверить, насколько плотно притерта пробка. Если духи значительно не помутнели, не дали осадок, значит, почти наверняка они в превосходном состоянии.
Так же, как и бутики винтажной одежды, в мире существуют магазины и отделы, специализирующиеся только на парфюмерии – винтаж.
Вот примеры некоторых винтажных парфюмов:
«Drakkar» Guy Laroche; «Chanel №5» Chanel, «Madame Roshas» Roshas, «Красная Москва» «Новая Заря»; «Drakkar Noir» Guy Laroche; «Sikkim» Lancome, «Turbulence» Revillon, «Ellipse» Jacque Fath; «Magie Noire» Lancome, «Opium» Yves Saint Laurent, «Climat» Lancome, «Fidji» Guy Laroche, «J’ai Ose» Guy Laroche; «Poison» Christian Dior; «Clandestine» Guy Laroche; «Paloma Picasso» Paloma Picasso; «Anais Anais» Cacharel; «Salvador Dali» Salvador Dali; «Ispahan» Yves Rocher; «Magnolia» Yves Rocher.
Мы предлагаем Вам несколько интересных статей о винтажной парфюмерии (Источник: http://www.vintagestory.ru/about_vintage/perfume).
Ретроароматы. Чем пахла советская эпоха?
Во времена железного занавеса, когда рядовому советскому потребителю были не доступны «диоры» и «шанели», приходилось довольствоваться отечественным парфюмом. Витрины универмагов были заставлены простенькими флаконами, резко отдающими спиртом, под незатейливыми названиями «Белая сирень», «Зимний вечер», «Фестивальные», «Магнолия», «Лаванда», «Дебют», «Огни Москвы» и т. д. Но трем парфюмерным композициям было суждено стать культовыми для всей советской эпохи.
«Красная Москва»
Классикой бытового соцреализма стали духи «Красная Москва» - любимый парфюм Любови Орловой, Валентины Терешковой, а теперь и поклонницы ретро Ренаты Литвиновой. Аромат «Красной Москвы» странно напоминал культовые Chanel № 5, что ничуть не помешало, а может, и помогло им завоевать несколько десятков международных премий.
История «Красной Москвы» началась в 1869 г., когда предприимчивый парижский парфюмер Анри Брокар открыл в Замоскворечье мыловаренную мастерскую и начал выпускать три сорта копеечного мыла, бывшего в русской деревне жутко дефицитным товаром: «Янтарное», «Медовое» и «Детское» (с выдавленными буквами алфавита). Позже он разбил в городе фонтанчик с одеколоном вместо воды (в нем прохожие могли бесплатно надушить носовой платок), изобрел рецепт концентрированных духов и первым стал изготавливать их пробники.
В начале 1910-х, если верить легенде, на него снизошло озарение не хуже, чем на Менделеева с его периодической системой. Однажды он якобы увидел во сне хрустальную вазу с букетом восковых цветов, каждый из которых источал неповторимый запах. Проснувшись с криками: «Нашел!», Брокар немедленно приступил к работе над своим главным шедевром – парфюмом «Любимый букет императрицы», составленном из ароматов роз, нарциссов, фиалок и ландышей. Духи были созданы специально для последней русской императрицы Александры Федоровны и преподнесены ей в честь 300-летия Дома Романовых. Подарок от Брокара так одурманил монархиню, что она немедленно пожаловала его в свои официальные поставщики.
В 1917 г. фабрику Брокара национализировали и присвоили ей новое неблагозвучное название «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Против этого горячо восстал парфюмер Август Мишель, сменивший Брокара после его смерти: он предложил переименовать фабрику в «Новую зарю» - так и поэтичнее, и вполне в духе времени. Наконец, в 1925-м «Заря» выпускает легендарную «Красную Москву» - то ли переназванный «Букет императрицы», то ли новую версию его рецепта. Именно эти духи (в стеклянном флаконе с красной куполообразной пробкой), наряду с «Рижским бальзамом», портвейном «777» и одеждой фабрики «Большевичка», стали брендовым символом советской эпохи.
Одеколон «Тройной»
Если женщины в Советском Союзе пахли «Красной Москвой», то мужчины, разумеется, одеколоном «Тройным». Причем применяли его не только для наведения марафета, но и как лекарство от всех бед. «Тройной» содержал 64% спирта и продавался как в парфюмерных магазинах, так и в аптеках. Советские матроны обрабатывали им порезы и ссадины, цирюльники прижигали им свежевыбритые лица клиентов, а обычные трудящиеся не в пример Алену Делону, который «не пьет одеколон», принимали его "на грудь", для поднятия настроения.
В огромном флаконе в виде фляги «Тройной» регулярно поставляли Сталину: говорят, что это был единственный парфюм, не вызывавший у вождя аллергии. А в годы Великой Отечественной его отправляли в госпитали в десятилитровых баллонах.
Когда именно появился в России самый известный мужской одеколон, точно не известно. По одной версии, его начал выпускать тот же француз Брокар, по другой - его привезли с собой солдаты наполеоновской армии. Если верить историкам парфюмерии, самый первый одеколон (от французского Eau de Cologne - вода из Кельна) был изготовлен еще в конце XVII в. из цитрусовых экстрактов и чистого спирта. Не удивительно, что его сразу же стали использовать в медицинских целях, для лечения ожогов, желтухи, кишечных инфекций и даже чумы.
В 1810 г. по указу Наполеона были рассекречены рецепты всех лекарственных средств. Всех, кроме чудодейственной «кельнской воды», в которую добавили душистые компоненты: именно тогда «адская смесь» лимона, бергамота и масла нероли стала называться одеколоном «Тройным». Так что не исключено, что советские мужчины обязаны своим «фирменным» амбре французским солдатам, завезшим в Москву флаконы с парфюмом в 1812 г.
«Ландыш серебристый»
Еще одним ароматом времени стали духи под энциклопедическим названием «Ландыш серебристый». Они начали выпускаться ленинградской фабрикой «Северное сияние» в начале 1940-х гг. и, в отличие от шикарной «Красной Москвы», считались ширпотребом.
Это был типично дневной парфюм – с душистым, свежим и в то же время стойким цветочным ароматом лесного и садового ландыша. В нем, как и в других отечественных духах, содержался немалый процент чистого спирта, поэтому на его основе народные умельцы готовили алкогольные коктейли.
Пользовались этими духами и в лечебных целях. Считалось, что их запах успокаивающе действует на центральную нервную систему и избавляет от головной боли, поэтому надушенными «Ландышем» носовыми платками советские дамы часто лечили мигрени.
Воздух времени
Закупоренный сосуд с духами похож на старое, выдержанное десятилетиями вино. Невесомая субстанция, заключенная во флаконе, иногда переживает и свою владелицу, и целую эпоху.
L'Air du Temps – воздух времени – так называются духи, созданные в 1948 году парфюмером Франсисом Фаброном для Нины Риччи, и это лучшее название для коллекции ароматов.
Во времена, когда парфюмерия была роскошью, у женщины были одни-единственные духи на долгие годы.
Ими пахли ее платки и платья, ее узнавали по душистому облаку, вплывающему в комнаты. Сейчас духи не роскошь, а средство гигиены. Ежегодно парфюмерные концерны выбрасывают на рынок около 1000 ароматов. Девять десятых из них снимается с производства через год. На большинстве духов обозначен гарантийный срок хранения – 2--3 года.
Поэтому, узнав о существовании винтажных духов, многие люди искренне удивляются: "А разве они не портятся?"
Конечно, портятся. Все в мире портится: вино превращается в уксус, камень – в песок. Но на обозримом отрезке времени даже такой эфемерный продукт, как духи, способен прожить долгую жизнь. Да, почерневшие остатки бабушкиной "Красной Москвы" на дне хрустального фигурного флакона с притертой пробкой вряд ли пригодны к использованию – слишком трудная у них была жизнь. Но содержимое запечатанного флакона может сохраниться.
Мне довелось купить однажды набор английских парфюмерных масел производства 30-х годов прошлого века. В закупоренных сургучом бутылочках оказались чудесные свежие ароматы.
Чудо долгого хранения, видимо, можно объяснить натуральностью масел и высоким качеством составов. Жизнь дешевых современных массовых ароматов и не обязана быть долгой. Гламурная ягодно-цветочная новинка может честно прокиснуть по истечении срока хранения. А старые ароматы от дома Guerlain могут, без преувеличения, храниться десятки лет. Живущий в коробочке, в темном, сухом, прохладном и спокойном месте, даже частично испарившийся через притертую пробку, аромат через многие годы способен сохранить богатство ириса и гвоздики, флердоранжа и жасмина, натуральных амбры и мускуса.
Современные духи "Красная Москва" уже мало похожи на те, что были созданы когда-то французским парфюмером Августом Мишелем для фабрики "Брокар".
Современный Shalimar от Guerlain уже не тот, что был прежде. В последние десятилетия в парфюмерии появилась тенденция к удешевлению производства. Рынок требует новых синтетических компонентов и удачных рекламных кампаний для духов-однодневок. Старинные парфюмерные компании с именем перекупаются, традиционные ароматы снимаются с производства или ухудшаются. Так, в конце 80-х годов была продана компания Marcel Rochas, после чего любимые многими ароматы Femme Rochas, Mystere, Madame Rochas изменились безвозвратно. Дом Lancome прекратил производство духов Climat, и на прилавках возникли "лицензии" неизвестных производителей.
Множество парфюмерных ингредиентов были запрещены в 90-е годы организацией IFRA (International Fragrance Association) из-за потенциальной аллергенности или фототоксичности.
По этическим соображениям в духах перестали употреблять натуральные субстанции животного происхождения – амбру, мускус, цибетин, кастореум. Все это привело к снятию с производства множества ароматов или существенной их переделке. А ностальгическая нота – самая пронзительная в ароматическом аккорде. Дамы 70-х и девочки 80-х вздыхают по запахам детства и юности – "тем самым", которых уже нет.
Ellipse от Jaques Fath, старый Sikkim от Lancome, арабские Nefertiti и Cairo, Capricci и Farouche от Nina Ricci – у каждой женщины найдется свой исчезнувший ароматический фетиш.
Серьезные коллекционеры страдают по винтажным флаконам от Guerlain, Caron, Coty, Lanvin, Millot, Jean Patou, Robert Piguet, Lucien Lelong – от начала прошлого века до 60-70-х годов, редким, полвека назад снятым с производства духам Chanel и Lancome. Не всех волнует содержимое сосуда, многих интересуют только флаконы, особенно если на них стоит марка Baccarat или Lalique. Именно такие люди десятилетиями хранят невскрытые духи, которые потом и достаются аматорам ароматов.
Покупая раритеты, нужно быть очень внимательным – изучить все надписи на коробке и флаконе.
Убедиться в прозрачности аромата. Ни мути, ни осадка во флаконе быть не должно, хотя некоторое потемнение допустимо. Впрочем, даже прекрасный внешний вид – не гарантия сохранности духов. При возможности нужно открыть коробку и флакон и попробовать аромат. Вскрытые винтажи следует хранить особенно бережно, в темном прохладном месте, избегать лишнего контакта духов с воздухом и пальцами. Лучше всего сразу отлить немного духов в маленький флакончик для повседневного использования.
Где покупаются и продаются старые духи?
На интернет-аукционах, где редкий флакон можно выиграть и за пять долларов (духи за две тысячи, впрочем, там встречаются тоже). На настоящих аукционах, где цены на порядок выше. У частных коллекционеров. В маленьких магазинчиках парфюмерных редкостей, где за старые оригинальные J'ai Ose или Climat попросят не меньше двух-трех сотен долларов. В глухой российской провинции, где в районном сельпо еще с советских времен за копейки завалялись настоящие сокровища в виде старых Диоров, Нины Риччи или Роша. Нетронутый, великолепный дух времени.